Статьи о астрологии

Цели жизни. Мокша 4

Мокша - это то, что становится доступным лишь после гармоничной реализации трех предшествующих пурушартх. Метафора следующая. Представьте, что вы в ресторане. Вы сделали заказ и вы довольны своим выбором, ведь вы уже хорошо знаете свои индивидуальные предпочтения, свой вкус удовольствия и имеет материальный ресурс. Вы не голодны, но вы и не съели слишком много, вы довольны работой повара, менеджера, дизайнера и администратора, вы довольны своей компанией или своим одиночеством. Вы не жалеете о потраченных деньгах, времени, лишних калориях или о неверном выборе - всё было правильно. Этот ресторан дал вам всё, что мог и вы уходите. Всё, что вы испытываете на выходе - это благодарность. Вот примерно так же и в жизни, только сложнее...

Мокша - это путь освобождения. Освобождения от своих желаний. Но не путём отсечения этих желаний, а путём их удовлетворения и интеграции полученного опыта. Мокша - это то, что остаётся в итоге, в конце, но далеко не каждый итог подразумевает мокшу. В определенном смысле, мокша – это освобождение от обусловленностей того или иного иллюзорного видения реальности. Только после мокши расцветает настоящая жизнь или истинное творчество.

Мокша достигается через обретение целостности. Достигает её тот, кто сумел пройти свой личный ад, посмотреть в лицо своим страхам, осознать и принять свою тень и, тем самым, собрать все разрозненные частицы своего сознания (так это звучит на языке психотерапевтов) или, как говорят шаманы, собрать части собственной души.

Освобождаются те, кто смог разглядеть Себя сквозь покровы представлений, определений, разрозненных субличностей. Когда подобное видение становится определяющим, случается Мокша - абсолютная интеграция собственного сознания. Нет больше ни обид, ни претензий, ни желания что-то исправить. Вы простили своего палача и палача в себе. Всё в жизни было правильно и верно - все роли отыграны, все желания исполнены. Если же в самом конце остаётся чувство сожаления или беспокойства, то игра ещё не окончена. Сознанию придётся вернуться в этот материальный мир ещё раз, чтобы достичь целостности.

Первый дом мокши - это четвёртый дом и знак Рака. Именно в четвёртом доме сознание оказывается в эмоциональном плену, пытается стабилизироваться через формирование привязанностей, ощущение комфорта и стабильности.

Но многое из того, что сформировалось в четвёртом доме, должно умереть в восьмом - втором доме мокши. Этот дом кризисов обычно ассоциируют с самыми большими страданиями человека. Восьмой дом - это личный персональный ад и он есть у каждого.

Но смысл есть как в жизни, так и в страдании. В том, как человек принимает для себя неизбежную судьбу и вместе с нею все страдания, которые она ему посылает, открывается, даже в самых тяжелых ситуациях и в последние минуты жизни, множество возможностей придать жизни смысл. Это зависит от того, сохранит ли человек силу духа, достоинство и самоотверженность или же, в до предела заостренной борьбе за самосохранение утратит свою человечность и полностью превратится в стадное животное; от того, осуществил человек или утратил те ценностные возможности, которые предоставили ему его ситуация страдания и его тяжелая судьба; от того, оказался ли он «достоин своих мучений» или нет.

Часто мы забываем, что самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой. После того как нам открылся смысл страданий, мы перестали преуменьшать, приукрашать их, то есть «вытеснять» и скрывать их от себя, например, путем дешевого, навязчивого оптимизма. Открывшись, страдание уже становится задачей, покровы с него сняты, и мы можем увидеть, что страдание может стать нравственным трудом, подвигом духа, сумевшего сохранить стойкость в трудную или даже в последнюю минуту жизни.

Третий дом мокши - это двенадцатый дом или знак Рыб. Дом интеграции всего жизненного опыта, это общий знаменатель всей жизни, это то, что остается в итоге. Чтобы описать настроение этого этапа, я приведу цитату Виктора Франкла:

"И вдруг меня пронзает мысль: ведь сейчас я впервые в жизни понял истинность того, что столь многие мыслители и мудрецы считали своим конечным выводом, что воспевали столь многие поэты: я понял, я принял истину – только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! Да, я постигаю смысл того итога, что достигнут человеческой мыслью, поэзией, верой: освобождение – через любовь, в любви! Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно – пусть на мгновение – обладать самым дорогим для себя – образом того, кого любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание, – в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого он любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа."

Через реализацию мокши человек обретает наивысшее благо. Если бы каждый стремился к благу, он бы стал благим. Однако люди не ждут ничего ни друг от друга, ни от самих себя. И ничего от себя не требуют. Именно поэтому так трудно достичь мокши...